Фаду Португалии — что это?

Фа́ду — эти четыре буквы скрывают глубину португальской души.

Что такое Фаду

Этот музыкальный жанр прошел трансформацию от музыки улиц, которую исполняли маргинальные личности в дешевых трактирах, где женщины зарабатывали себе на жизнь не только пением, до мирового признания и лучших концертных площадок мира.

Самое интересное кроется в том, как произошли такие метаморфозы, как эта музыка шагнула в светские салоны, кто за этим стоит, и кто напомнил, что такое настоящее фаду. Прежде, чем получить широкую известность, народная музыка поддавалась влияниям культурных изменений и исторических событий.

До XIX века слово fado не употреблялось по отношению к музыкальному жанру, слово произошло от латинского fatum, что означает судьба. Первые упоминание в португальском словаре о фаду, как о музыкальном жанре появляется во второй половине XIX века, и обозначает:

«Обыденная поэма, повествовательного характера, которая рассказывает реальную или выдуманную историю с печальной развязкой, или описывает плохую жизнь людей определенного класса, например жизнь моряка, монахини и т.д. Народная музыка с особым ритмом и движением, обыкновенно исполняется на гитаре, с наложением слов поэмы, называемой фаду».

Еще одна вероятность происхождения именно такого названия музыки относят к тому, что эти истории повествуют о судьбе, как правило, нелегкой.

История возникновения фаду

Об истории возникновения до сих пор ведут споры, появились интересные и порой противоречивые теории, рассказывающие о возможном происхождении этого жанра. Одна из первых теорий предполагает, арабское происхождение.

Поскольку с 8-го века Пиренейский полуостров находился под арабским влиянием. Португальский историк Теофилу Брага предполагает, что это выросло из арабских народных мелодий и напевов.

В основе теории лежит схожесть мотивов и меланхоличных историй песен мавров и исполнителей фаду. Но здесь существует много противоречий, ведь последний оплот мавров на территории Португалии — это южный регион Алгарве, тогда логично было бы возникновение Фаду там, а не в Лиссабоне.

Другая группа историков выдвинула предположение, что эта музыка возникла из песен трубадуров в средние века. Существовало три основных поэтических направления песен португальских трубадуров — песнь о любви, песнь о друзьях, насмешливые и злословные. Подобные темы лежат в основе фаду XIX века.

скульптура - фаду

Трубадурские песни о любви, исполнялись для дам сердца. Они очень похожи с исполнением фаду в Коимбре, так как фаду исполняется исключительно мужчинами. Песни о дружбе исполнялись в основном женским голосом, о потерянном друге жизни, они дали начало лиссабонскому фаду.

Эта гипотеза тоже разбивается о волну критиков, поскольку у нее нет выстроенных логических связей, как это все трансформировалось на протяжении пятисот лет.

Следующая теория, самая романтичная и относится она к эпохе, когда Португалия начала открывать мир, к эпохе мореплавателей. Морское происхождение фаду защищают Pinto de Carvalho и María Luísa Guerra. Эта эпоха началась в XV веке, с завоевания Сеуты, с этого момента, морские путешествия стали неотъемлемой частью жизни Португалии.

Моряк — был основным персонажем этих песен, человек, который оставил дом, семью и погрузился в опасный и неизведанный мир, рискуя собственной жизнью. Петь и играть на музыкальных инструментах, помогало смириться со своей судьбой и неуверенностью в завтрашнем дне.

основные темы фаду

Эти ностальгические песни о любви и тоске по дому, считаются одними из первых мотивов фаду. Подтверждением этой теории служит поэму José Régio – “Fado Português” (1941). В тоже время такую теорию считают слишком романтизированным клише.

Одна из версий, что в Бразилии таким словом назывался какой-то определенный танец, сопровождающийся музыкой, некоторые путешественники тех времен упоминали о нем в своих заметках.

Ну и последняя теория, которую защищает José Alberto Sardinha, что фаду имеет истинно португальские корни. Изучив традиционные песни, восходящие к средневековью, в разных регионах Португалии, он обнаружил некую единую поэтическо-музыкальную традицию, которая и дала основу для развития фаду.

Повествование, пение песен трагически-сентиментального характера, было распространено на ярмарках, затем оно вместе с уличными музыкантами перемещалось из города в город, из деревни в деревню. В этих повествованиях о переплетениях судеб и кроется корень фаду.

Несмотря на все исследования, истоки фаду по-прежнему остаются загадкой. Возможно, все, что мы описали выше, и повлияло на возникновение португальского жанра Фаду.

Фаду: от трактира на большую сцену

Возникновение Фаду, как музыкального стиля началось с момента урбанизации, который пришелся в Португалии на XIX век. Особенно это коснулось столицы. Революции, политические баталии, реформы, привлекли в Лиссабон крестьян, португальцев, вернувшихся из Бразилии, освобожденные рабы и другие.

Все эти люди существенно увеличили население города и создали новый класс пролетариев в бедных кварталах Лиссабона, таких как Алфама, Моурария, Мадрагоа, Граса.

Их объединяла бедность и борьба за выживание. В этой вселенной бедности: контрабанда, подпольные игры, воровство, проституция — были основными двигателями экономики.

картина - Фаду

Появляются таверны и бордели, места исключительно для мужчин, женщины здесь были лишь для утех. В такой атмосфере исполнялись народные песни и танцы. В документальных свидетельствах той эпохи эти заведения имели название «Casas de Fado», где женщину, исполнявшая фаду, была легкодоступной. Тогда фаду не разделялось на песню и танец.

В таком окружении и появилась одна из первых известных исполнительниц фаду — Мария Севера. Документально подтвержденная, как первая женщина, которая «пела, играла и танцевала фаду».

Она была проституткой из Моурарии, которая, возможно, родилась 26 июля 1820 года и умерла 30 ноября 1846 года. Также, как и ее мать, она стала проституткой в раннем возрасте, но из-за своей красоты и дара исполнять фаду, она быстро стала любовнице графа Вимиозу.

Он часто приглашал ее в аристократические салоны, дав ей возможность выступать на благородной публике. Благодаря любовной связи с аристократом Севера познакомила высший свет с музыкой улиц, таким образом фаду вышло за границы маргинальных бедных кварталов. Так фаду стало пользоваться популярностью и на светских раутах, что дало новый виток развития.

После смерти она стала легендой, о ее жизни написали книги, ей посвятили стихи, и даже сняли фильм.

дом Марии в Моурарии

Помимо Северы, в те года появляются другие имена. И лишь в 60-х годах появилась первая исполнительница фаду, не имевшая отношения к проституции: работница фабрики в Алкантаре — Цезария. Также появляются исполнители мужчины, помимо настоящих имен, зачастую они используют прозвища или профессии, например, Крестьянин с Комполиде (район Лиссабона), Кутила, Страсть и так далее.

Основной тематикой песен было: любовь, работа, социальные страдания, песни о жизни народа, преступлениях, морских бедствиях и землетрясениях, смерти известных людей, актуальные политические и религиозные конфликты, про улицы и кварталы, сценки из Библии и боев быков. Другими словами, первые фаду повествовали о ежедневной рутине, в красках рассказывая о всех ее аспектах, не ограничиваясь песнями о несчастной любви.

Фаду вышло за пределы борделей, и сменило прокуренные таверны на дворцы, театры, поместья. Аккомпанементом к фаду служило пианино. Появились первые профессиональные певцы фаду, которые получали за это гонорар. Эта музыка звучала на городских праздниках.

скульптура - Моурария колыбель Фаду

Таким образом, фаду добралось до интеллигенции и студентов университетов. Так появилось фаду из Коимбры, здесь появились другие тексты более литературного содержания, имеющие отношение студенческой жизни.

К концу XIX века, в салонах стала появляться португальская гитара. У молодых аристократов стало входить в моду — брать уроки игры на гитаре, и появились первые методологические пособия.

В XX веке фаду стало центральной фигурой португальской культуры, выпускали пластинки, слова песен получили признание у литераторов, произошла интеграция в мир радио, театра, а в последствие в телевидение и кино. Все это позволило выйти фаду на международный уровень.

В конце 20-х годов 20 века, вышел закон, регулирующий публичные музыкальные выступления и музыкантов. Отныне нельзя было просто так устроить выступление, обязательно надо было утвердить программу, и получить лицензию.

В 1927 году, официально были созданы Casas de Fado, они пришли на смену всяким кафе и пивным, где эпизодически исполняли фаду. Из первых домов фаду на сегодняшний день сохранились «Adega Mesquita», «Adega Machado» и «Café Luso».

Интерьер типичного ресторана декорирован плиткой азулежу, деревенской мебелью, на стенах висят гитары, фотографии исполнителей и португальские шали.

Фаду исполняется в тишине, свет приглушен, исполнительницы фаду обычно накидывают на плечи черную шаль. Таким образом, современное фаду далеко ушло от своих корней.

ташка ду жайме

Период расцвета фаду пришелся на режим диктатора Салазара, тогда существовала негласная идеология «трех Ф»: Фаду, Футбол, Фатима. Музыкальный жанр был выбран инструментом пропаганды.

В этот период появляется золотой голос Португалии или как позже ее назовут Королева Фаду — Амалия Родригеш. Некоторые дома фаду открывают сами исполнители. Например, Lucília do Carmo, несмотря на то, что исполнительницы уже нет в живых, ее ресторан «O Faia» продолжает жить под руководством сына, тоже фадиста.

икона фаду Амалия Родригеш

После Революции 25 апреля 1974 года, на некоторое время фаду уходит на второй план, поскольку у многих эта музыка ассоциируется с диктатурой. Несмотря на то, что Амалия, не имела никакого отношения к Салазару, ей приходится на время уехать из страны и она выступает с концертами по миру, тем самым знакомя с Португальской культурой.

Современное фаду

В 90х происходит новый виток развития Фаду, появляются молодые имена, современное звучание: Mariza, Camané, Ana Moura и другие. В 1999 году уходит из жизни икона фаду Амалия Родригеш, это единственная женщина, которую похоронили в Пантеоне. Ее провожал весь Лиссабона.

С этого момента, начинают искать новые звучания. Создаются интересные проекты.

В настоящее время существует три разновидности фаду:

  • Fado Menor — исполняется в медленном темпе и минорной тональности
  • Fado Corrido — исполняется в повышенной тональности и довольно быстром темпе
  • Fado Mouraria — исполняется в такой же тональности, как и предыдущий тип, но более спокойно

Чтобы быть хорошим фадистом мало обладать хорошими вокальными данными, необходимо любить фаду, чувствовать и понимать, чтобы передать это голосом.

Послушайте песню Ó Gente da Minha Terra в исполнении Мариза по стихам Амалии Родригеш и вы поймете о чем мы говорим.

Обычно исполнительница фаду выступает в длинном платье, а на плечи у нее накинута черная традиционная шаль, эта мода сохранилась со времен Амалии Родригеш, а возможно на свои плечи накидывала шаль и мистическая Севера.

Фаду в городе Куимбра

В этой бывшей столице Португалии фаду это не услада ушей туристов. Традиция исполнять Фаду в этом городе началась с конца XIX века. Скорее всего, музыка была привезена молодыми людьми, которые приехали учиться в университет Куимбры.

Фаду в Куимбре исполняют исключительно мужчины, ведь раньше, женщины в университетах не учились. Этим и обуславливается внешний вид исполнителей этого города — они облачены в черные брючные костюмы, а поверх пиджака накинута черная мантия, это традиционная одежда португальских студентов.

Еще одна отличительная черта — португальская гитара Куимбры, она отличается от лиссабонской размером, настройками и звучанием. Коимбрское фаду не исполнялось в трактирах, местом действия становились улицы и площади в ночное время.

Основная тематика вертелась вокруг студенческой жизни, первых чувств, молодости, красоте вокруг в духе романтики. Здесь до сих пор можно встретить уличные студенческие выступления.

Главный ингредиент фаду

И напоследок рассказываем вам о самом главном ингредиенте фаду — saudade, то самое непередаваемое португальское чувство доброй тоски и ностальгии по былым временам. Как заиграют на инструментах музыканты, так исполнитель прикроет глаза, займет характерную позу и польется из его уст песнь.

Как говорят, не обязательно знать язык, чтобы почувствовать всю суть музыки, ведь она поется душой и эмоциями.

Хотите почувствовать это сами? Послушайте онлайн трансляцию радио Amália.

Юлия Смаглий

Похожие статьи