Гигантские опоры моста с веерами тросов, изогнутое дорожное полотно, растворяющее в водной глади Тежу — это о самом длинном вантовом мосте в Европе, с романтичным названием мост Васко да Гама (произносится как Ва́шку да Га́ма). Протяженностью 17,2 км он соединяет современный район столицы Экспо с городами Алкушет и Монтижу, расположившимся на другой стороне реки.
К всемирной выставке Экспо-98, приуроченной к 500-летию открытия Васко да Гамой морского пути в Индию, в промышленной зоне, которая даже не считалась Лиссабоном, появился квартал современной архитектуры.
Сейчас трудно себе представить, что рядом с мостом, вместо элитной недвижимости и уютной зеленой набережной были портовые склады, заброшенные фабрики, в общем и целом, было место совсем не для семейных прогулок, неспешных пробежек и романтичных свиданий.
Как все начиналось
В начале 90-х годов прошлого века, в Лиссабоне заговорили о необходимости строительства дополнительного моста через Тежу. Пробки через мост им. «25 Апреля» стали невыносимыми и к апрелю 1994 года завершился тендер. Право на строительство досталось консорциуму Lusoponte.
Что удивительно, из бюджета страны на строительство моста Вашку да Гама и последующее его обслуживание, не было выделено ни цента. Зато компания застройщик получила право сделать платным проезд на обоих мостах Лиссабона, из-за чего поначалу было множество забастовок, перекрытые дороги, а действующее правительство проиграло на выборах.
Интересные факты о строительстве:
- Общая протяженность моста 17,2 км, из которых 10 — проходят над рекой;
- Было использовано 100 000 тонн стали 730 000 тонн бетона;
- Самый высокий пролёт находится на 50 метрах от уровня реки;
- К работам было привлечено 3300 человек;
- Во время строительства погибло 11 человек, когда строительная люлька сорвалась с высоты 45 метров (10 апреля 1997).
Возведение моста состояло из двух этапов: подготовка и строительство. Каждый из которых составил всего по 1,5 года. Мост построили всего за 3 с небольшим года.
При скрупулёзном проектировании учли множество факторов: от сейсмологической устойчивости конструкции, до шарообразной формы поверхности Земли.
Благодаря всем расчетам, мост Васко да Гама способен выдержать силу ветра в 250 км/ч и землетрясение по силе в несколько раз превышающее ныне известные.
Эстуарий реки Тежу в районе, где монументальный мост пересекает водную гладь, является заповедной зоной.
Сюда ежегодно прилетает на зимовье около 50 тысяч птиц (фламинго, утки и др.), поэтому при проектировании учли и экологические нюансы. Например, ночное освещение моста сделано таким образом, чтобы направленный свет ламп минимально попадал на реку.
Грандиозное строительство завершилось не менее грандиозным празднованием, которое попало в книгу Рекордов Гиннеса целых три раза.
- 22 марта 1998 года на мосту был накрыт стол длиной 5050 м, за которым уместилось 15 тысяч человек;
- На угощение португальские повара приготовили самую большую в мире фейжоаду (блюдо из фасоли и различных видов мяса);
- После чего 1 литром моющего средства было отмыто 15 тысяч тарелок.
Официальное движение по мосту началось спустя неделю, после массового гулянья — 29 марта 1998 года.
Мост Васко да Гама сегодня
Сегодня ежедневно по мосту проезжает около 52-х тысяч автомобилей. Максимально разрешенная скорость — 120 км/ч.
С самого открытия мост облюбовали португальские стритрейсеры. Любители адреналина и высоких скоростей, по максимуму выжимают из своих «прокаченных» тачек.
Рев моторов, и полицейских мигалок, порой нарушают спокойный ритм движения. Забывая о физике и погоде, рейсеры часто становятся причиной страшных аварий, попадая в сводку дорожных новостей.
Внимание: Будьте осторожны при движении на мосту, особенно в ночное время.
Строительство моста и района Экспо сильно изменили городское очертание. Сегодня под мостом зеленый парк со стрижеными лужайками, различными деревьями, велодорожки, кафе, скейт-спот, и мостки, с которых открывается панорамный вид на опоры моста.