Двухкилометровый подвесной мост 25 Апреля, раскинувшийся над Тежу, уже давно стал визитной карточкой Лиссабона. Сейчас трудно себе представить городской пейзаж и фотографии города без этого моста.
Внимание:Проезд по мосту в сторону города – платный, выезд из города – бесплатный.
Первые предложения о постройке моста через Тежу появились в 1876 году. На протяжении почти ста лет, к этому вопросу неоднократно возвращались.
Интересно, как бы сейчас выглядел Лиссабон, если бы в 1888 году было принято предложение американского инженера, о строительстве моста из района Шиаду в центр Алмады
В 1951 году снова были отвергнуты предложения о строительстве моста в Лиссабоне, но в 35 километрах от столицы все же построили мост через Тежу под названием Marechal Carmona. Это не решило острый вопрос переправы через Тежу. Паромы не справлялись с пассажирским и транспортным потоком.
И лишь в 1958-м году вновь заговорили о соединении Лиссабона с противоположным берегом Тежу. Спустя 5 лет, 5 ноября 1962 года, начались строительные работы.
Мост, соединяющий Лиссабон с округом Алмада, спроектировала американская компания, которая ранее соорудила мост Бей-Бридж в Сан-Франциско. Мост 25 апреля стал своеобразным миксом — цвет от Голден Гейт и сейсмологически устойчивая конструкция от Бей Бридж.
Интересные факты о строительстве:
- Высота опор 190 метров;
- Длина моста 2300 метров (основного пролета 1013 метров);
- Было использовано 72 600 тонн стали и 263 тысячи кубометров бетона;
- Во время строительства моста погибло 4 человека.
Строительство шло с опережением плана, и мост был готов спустя 3,9 месяцев. 6 августа 1966 года в Алмаде состоялось официальное открытие моста, который окрестили Мостом Салазара, в честь премьер-министра. Начало церемонии ознаменовалось исполнением национального гимна и холостыми выстрелами из 21 пушки.
Спустя три года мост засветился в фильме о британском шпионе Джеймсе Бонде, в финале «На секретной службе её Величества», агент промчался со своей новоиспеченной супругой по нему над Тежу.
После свержения диктаторского режима в 1974-м году, мост становится одним из символов «революции гвоздик», отчасти благодаря своему цвету. Горожане демонстрационно демонтируют имя Салазара, а после пишут «25 апреля».
4-х полосный мост быстро стал популярным среди горожан, и уже к началу 80-х здесь был очень плотный трафик — многокилометровые утренние пробки перед въездом на мост.
В нашей семье даже есть интересная история, произошедшая как раз в это время. По дороге в аэропорт автомобиль попал в пробку, чтобы не опоздать пришлось ехать по выделенной для спец. транспорта полосе.
Это заметила полиция. Остановила автомобиль. После непродолжительного разговора и предъявления билетов на самолет, полицейский вошел в положение и разрешил продолжить движение. Благодаря ему, в аэропорт успели во время.
К концу 90-х количество автомобильных полос увеличивают до шести, а так же строят нижнюю платформу с железнодорожными путями, по которой теперь ездят пригородные двухэтажные Fertagus и поезда дальнего следования.
От пробок не спасло и открытие самого длинного моста в Европе — Vasco de Gama, соединившего Лиссабон с Монтижу.
Поэтому, если планируете прокатиться по мосту 25 Апреля на пляжи Кошты да Капарики или к Статуе Христа, помните о том, что в будние дни после 17:00 начинается затор из Лиссабона в сторону Алмады.
Внимание: Максимальная скорость для легковых автомобилей — 70 км.
В летнее время в выходные дни в первой половине дня из Лиссабона, и во второй половине дня в Лиссабон. Это, конечно, не московские многокилометровые пробки, но постоять минут 30-40 придётся.
Ежедневно мост пересекает 85 000 человек.
Не смотря на то, что мост построен достаточно давно, он очень технологичен. При строительстве учтены возможность сильных ветров и землетрясений. Ежесекундно специальные датчики считывают сотни параметров, которые в реальном времени обрабатываются в Институте Гражданского Строительства.