Мистическая Кинта да Регалейра — самая загадочная достопримечательность Синтры.
О мистическом саде складывают легенды, и доподлинно неизвестно, сколько лет перевернутой башне. А пока мистики и искусствоведы разносят в пух и прах это место, мы предлагаем вам немного пофантазировать и отправиться в путь по тенистым тропинкам, навстречу саблезубым котам.
Начнем с того, что сама гора Синтра хранит в себе множество тайн и загадок. Она похожа на швейцарский сыр. Говорят, что еще мавры пользовались этой природной особенность и создали целую сеть тоннелей, ведущих далеко за пределы Синтры.
О Кинте да Регалейра известно не так уж много, поскольку до 1997 года поместье находилось в частных руках. И относительно недавно муниципалитет Синтры выкупил его у японской корпорации Aoki.
Возможно, Миллионщику Монтейру, именно так звали магната построившего кинту, и не пришлось строить тоннели, он лишь преобразил имеющиеся. А теперь обо всем по порядку.
История Кинты до Монтейру
Как мы уже сказали, об истории Кинты да Регалейра, до приобретения её эксцентричным владельцем, известно немного. Вот, что нам удалось узнать.
Первые упоминания о месте, где в настоящее время расположен сад и дворец Регалейра относятся к 1697-му году. В записях значится, что José Leite приобрел поместье на окраине городка Синтра.
В 1715 году владельцем этих земель становится Francisco Alberto Guimarães de Castro. Землю он приобретает на городском аукционе, для того, чтобы построить водопроводную сеть, которая бы обеспечивала город водой.
Экскурсия в Синтру и на мыс Рока на автомобиле с русскоговорящим гидом. Посещение достопримечательностей.
Индивидуальные экскурсии в Синтру
В это время поместье носит имя Quinta do Castro или Quinta da Torre. В последнем названии встречается слово «Torre» — башня. О какой именно башне идет речь неизвестно, но исследователи не исключают, что уже в то время существовала подземная башня.
Шли годы, поместье переходило из рук в руки. Про это время известно лишь то, что в 1830-м году, когда земли принадлежали Manual Bernardo, поместье получило название «Quinta da Regaleirra».
Моника, одна из хранительниц тайн кинты, рассказала нам, что по одной из легенд название пошло от того, что кто-то из знати, когда находился на территории поместья, был очарован видом и воскликнул: поистине царственный вид. Слово «regal» в переводе с латыни означает царственный.
Десять лет спустя владение поместьем переходит дочери богатого торговца из Порту донне Ermelinda Allen. В последствие она получает титул баронессы Регалейра. Интересно, что статуя льва, которую вы встретите во время прогулки по аллее богов в саду Regaleira, сохранилась со времён баронессы.
История современного сада и дворца начинается в 1892-м году, когда поместье покупает богач António Augusto Carvalho Monteiro.
Невозможно и ошибочно говорить о саде и дворце Регалейра без того, чтобы хоть одним глазком взглянуть на не менее загадочную историю этой семьи. Зная историю можно разгадать многие загадки этой кинты.
История семьи Монтейру
Происхождении фамилии «monteiro» относят еще ко временам первого португальского короля. Тогда это была профессия. «Monteiro» занимались тем, что следили за охотничьими угодьями, а «monteiro mor» организовывали королевскую охоту.
Первое упоминание о человеке, носящем такую фамилию, датировано 1096 годом. Rui Monteiro служил monteiro mor при первом короле Португалии дон Afonso Henriques и был известен своим богатством и влиянием при королевском дворе.
Есть и более современные упоминания о семье Монтрейру. В 1816 году в городе Lagos da Beira родился Francisco Augusto Mendes Monteiro. Впоследствии он занимал управляющие должности в муниципалитете и оставил существенный след в истории этого городка.
Интересен тот факт, что на гербе города изображен крест Ордена Тамплиеров, хотя рыцарей этого ордена в тех краях никогда не было, в отличие от Ордена Святого Иоанна (Мальтийских рыцарей).
Исследователи предполагают, что семья Монтейру из Lagos da Beira имела отношение к Тамплиерам, отсюда и возникновение креста Тамплиеров на гербе города.
Однако прямых доказательств этому нет. Только лишь догадки, основанные на том, что почти все здания, к которым имела отношение эта семья имеют знак Тамплиеров.
Перенесемся еще на несколько десятков лет вперед.
Отец еще не появившегося на свет будущего владельца Кинты да Регалейра, Франсишку Монтейру, уезжает из Португалии в Бразилию, где успешно работает клерком, а также удачно женится на богатой Терезе Каролине Алвеш де Карвалю. Приумножает приданное и зарабатывает прозвище Монтейру-Миллионщик, которое после унаследует сын.
27 ноября 1848 году в Рио де Жанейро рождается Антониу Аугушту Карвалю Монтейру.
Семья решает вернуться в Португалию, в родное имение Монтейру в Lagos da Beira, где тратит огромную сумму на восстановление церковного прихода. Франсишку находится в дружеских отношениях с королем Португалии, и финансирует его проекты по восстановлению различных исторических памятников по всей стране.
Франсишку Монтейру умирает в своем имении неподалеку от Бенфики. Стоит отметить, что и отец, и сын приняли участие в строительстве Лиссабонского Зоопарка, а также входили в его директорат.
Антониу Карвалю Монтейру окончил юридический факультет Университета Куимбры. Ловко приумножил немалое наследство за счет торговли бразильским кофе и драгоценными камнями.
Он был известным коллекционером, и ценителем литературы. Чего только стоит великолепное собрание сочинений Камоэнса, которое считается лучшим в мире.
Антониу был разносторонне развитой личностью, и помимо книг, коллекционировал бабочек, антиквариат, музыкальные инструменты и дорогие аксессуары.
Например, одни из самых сложных механических часов в мире Leroy 01 изготовили по его заказу. На их создание ушло 7 лет. Они соединили в себе 25 усложнений. Корпус полностью изготовлен из золота весом в 228 граммов.
Город Безансон (Франция) приобрел часы у наследников Антониу Монтейру за колоссальную по тем временам сумму – 2 миллиона франков. Сейчас часы можно увидеть в музее Времени (Безансон, Франция).
Монтейру прослыл меценатом и покровителем искусства. Увлекался различными религиозными течениями, мистицизмом, изотерическими науками и алхимией.
Обратите внимание на лабораторию алхимика в Кинта да Регалейра.
Был знатоком оперы и театра. Увлекался философией и мифологией.
Строительство дворца Регалейра и идеального сада
Приближенный к королевскому двору Антониу частенько бывал в летней резиденции короля во дворце Пена. Видимо, красоты природы настолько поразили Монтейру, что он решил построить неподалеку от короля свою резиденцию. Стоит отметить, что к этому времени у Антониу уже был дворец Quintela в Лиссабоне.
Выбор пал на земли баронессы Регалейры, и в 1892-м году он их покупает. На этом месте Монтейру смог реализовать свои мечты и окружить себя таинственными знаками, построить дворец «Философии».
Выбор архитектора — довольная трудная задача. Ведь он должен воплотить в жизнь фантазии эксцентричного миллионера. Эта честь выпала итальянскому художнику и архитектору Луиджи Педру Манини. Известному своими декораторскими работами в театре Ла Скала в Милане и в лиссабонском оперном театре São Carlos. Также, по его проекту построен дворец Бусаку.
В лице Манини, Антониу Монтейру нашёл единомышленника. Две неординарные личности мечтатель и художник, и неограниченные финансовые возможности. Этот тандем, породил сад и дворец которые не оставят равнодушным никого.
Строительство Кинты да Регалейра началось в 1898-м году.
Первой построили конюшню. Недавно это здание полностью отреставрировали, открыли кассу, мультимедийную аудиторию и сувенирную лавку.
Строительство Кинты да Регалейра и благоустройство сада завершилось в 1912 году.
Всего 8 лет Антониу Монтейру прожил в своем идеальном мире. О том, как жил этот богатейший человек почти ничего неизвестно.
Описание дворца Регалейра и сада
Неоготический замок Регалейра с элементами неомануэлино обильно украшен башенками, облеплен горгульями, орлами и другими мифическими существами.
Знатокам символизма будет интересно отыскать в интерьере и отделке дворца символы масонов и тамплиеров. Немного вычурный дворец Регалейра похож на замок из песка, но очень детализированный.
Да, до наших дней мало чего сохранилось от таинственного создателя, но рассматривать барельефы, скульптуры и мозаики можно очень долго. И каждый раз можно будет увидеть новую деталь.
Несмотря на пустоту интерьеров, в этом месте очень довольно уютно. Небольшие по размерам комнаты залиты светом из окон, откуда открываются потрясающие виды на сад.
На цокольном этаже и в полуподвальном помещении дворца располагались комнаты для слуг, кладовая, прачечная и кухня.
На первом этаже — залы, в которых проводили время вместе, а так же принимали гостей.
Охотничий зал, использовался как столовая. Центральным украшением служит камин в стиле неомануэлино.
Венчает камин фигура юноши с гончими.
Сам камин обильно украшен охотничьими сценками. Вспомним историю фамилии Монтейру, о которой мы писали в начале статьи.
Потолок, стены, обрамление окон выполнены в стиле неомануэлино. Манини, досконально изучил этот стиль национальной архитектуры.
В зале хочется рассматривать каждую деталь. Над окнами расположены фигуры животных.
Великолепный пол выполнен из венецианской плитки. Пол поддерживает охотничью тему: олени, охотничьи собаки.
Стоит отметить, что после смерти Антониу Монтейру, его сын Педру довольно быстро промотал отцовское наследство, а дворец с садом продал в 1946-м году некоему Waldemar Jara d’Orey.
Новый владелец внес некоторые изменения в интерьеры дворца и заселился туда со своей семьей. Жаль, что до наших дней не сохранилось фотографий, либо описаний интерьеров дворца, когда в нем жил Монтейру.
В следующем зале нас ждут стены с семейной монограммой, Антониу Монтейру и его жены Perpétua Augusta. В этом зале и последующем потолки выполнены из резного дерева, также с элементами мануэлино.
Особого внимания заслуживает зал Королей, под потолком которого 20 портретов португальских королей и 4-х королев. Карвалю Монтейру был известным монархистом.
После свержения монархии в 1910-м году, он даже хранил королевский трон, в надежде на то, что король вернется. Здесь располагалась бильярдная, о чем свидетельствует люстра.
Конечно, в дворце Регалейра не обойтись без изображений льва, который символизирует мощь и богатство.
На втором этаже были личные комнаты семьи Антониу, а вот на третьем этаже Монтейру хранил свои коллекции музыкальных инструментов, бабочек. Там же располагалась библиотека с богатейшим собранием Камоэнса. И комната алхимика.
В библиотеке с парящим полом. На потолке изображены три женские фигуры, олицетворяющие масонскую благодать:
- силу (воительница в доспехах и факелом в руках);
- мудрость (девушка с книгой в руках, во лбу которой светится звезда);
- красоту (розы в руках у третей девушки).
Сейчас? К сожалению, там темно, стены спрятаны за темными тканями, а окна наглухо закрыты. Книги распроданы наследниками – собрание Камоенса отправилось в Вашингтон, в библиотеку Конгресса. О судьбе оборудования алхимической лаборатории остается только догадываться.
Именно из библиотеки Монтейру попадал в свою алхимическую лабораторию, в которую вход для публики в настоящее время закрыт. Но полюбоваться на неё и мифических существ, расположенных на фасаде здания можно с крыши дворца Регалейра.
Например, фигура орла с женской грудью — это Симург, отсылка к мифологии.
Нам остается лишь включить свое воображение и представить, как все могло бы быть.
А теперь перейдем к прогулкам по самому мистическому саду Португалии.
Каждому посетителю выдают карту с подробной схемой, по которой почти невозможно заблудиться.
Часовня
Напротив дворца Регалейра расположена миниатюрная часовня, со своими секретами… присмотревшись внимательно, в декоре вы обнаружите символы ордена креста, по соседству с символами ордена тамплиеров и масонскими знаками.
Внутри, с правой стороны, если стоять лицом к алтарю, вы заметите небольшой балкон. На это балкон мог выйти и высказаться любой человек, вне зависимости от религии. Это является еще одним косвенным доказательством следов масонской ложи. Ведь в масоны принимали только истинно верующих людей вне зависимости от вероисповедания.
Нижняя часть парка состоит из аллеи богов. Эта часть сада благоустроена. Ровные дорожки и классические скульптуры Фортуны, Орфея, Венеры, Флоры, Цереры, Пана, Диониса, Вулкана и Гермеса.
Чем выше мы начинаем подниматься по саду, тем больше кажется, что здесь маэстро решил отдохнуть на ландшафтном дизайне. Узкие тропинки, густой лес тропических растений.
Но именно так и задумывал Монтейру. Ничего не должно напоминать о том, что все это сделано руками человека. Все тоннели, все гроты, каждый камушек в этом саду на своем месте.
Если вам кажется, что это природа создала такие причудливые гроты, то мы вас разочаруем… Камни для гротов и тоннелей были привезены с побережья. Даже растения в саду Регалейра не случайны, Антониу Монтейру удалось собрать в одном месте все растения, о которых когда-то упоминал в своих произведениях Камоэнс.
Мы не будем вдаваться в подробности, и описывать каждое растение и тропинку. Мы и так затянули рассказ, пытаясь поведать вам всё, что нам удалось выведать интересного про мистическую Кинту да Регалейра. Лучше расскажем вам о самых ярких местах сада, которые вы обязательно должны увидеть.
Gruta do Labirinto
Сеть запутанных подземных тоннелей. Этот лабиринт создан искусственно, там есть лестницы, скамейки, и совсем не попадает дневной свет. Множество тупиков и выходов к озеру.
Совет: Возьмите с собой фонарик и берегите голову.
Fonte da Regaleira
Очень интересное и неоднозначное место.
Ракушка — символ плодородия и изобилия. Вдохновения для этого фонтана Манини нашел в картине Боттичелли «Рождение Венеры».
Здесь мы видим подобие трона для мастера, перед которым есть стол. Напротив фонтан, с именным гербом Монтейру.
Это место своими атрибутами, говорит о том, что здесь могли проходить заседания масонской ложи.
Документальных подтверждений о том, состоял ли Антониу Монтейру в одной из секретных лож — нет, как и нет доказательств обратного. Но выстроить такое пространство мог только человек посвященный.
Incineradora
Эту трубу очень легко пропустить, поскольку она замаскирована под ствол дерева. На самом деле это всего лишь труба печи для сжигания мусора. Что еще раз доказывает, что Монтейру хотел создать иллюзию того, что сад — это творение природы, а не рук человеческих.
Portal dos Guardiães — Портал Хранителей
Симметричная конструкция, по краям которой расположены две башни.
В центре два тритона — защитники подземного мира. Любопытный факт: побережье Синтры называется Costa dos Tritões или побережье тритонов.
Мифические создания держат в своих лапах раковину, которая таит в себе секрет — маленькую ракушку. Эта ракушка притаилась, словно жемчужина и символизирует собой рождение новых знаний.
Во времена Монтеру за этой скульптурой текла вода. Водяная завеса скрывала один из входов, ведущих к колодцу инициации.
Poço iniciático — Колодец инициации
Самым загадочным объектом усадьбы, безусловно, является 30-метровая Перевернутая Башня, в которой, вероятно, проводился один из обрядов посвящения в масоны.
Вход в колодец замаскирован и практически незаметен снаружи, особенно если возле него не толпятся туристы.
Попадая на верхний уровень колодца, необходимо спуститься по спиральной галерее, имеющей девять уровней— путь посвящения, мастерски описанный гением Данте Алигьери.
Испытуемому видимо предлагалось пройти этот путь перерождения. Спуск вниз, как способ обращения к темной стороне себя и самопознанию.
На дне колодца крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду — роза ветров, как компас и помощник в дальнейших действиях.
Итак, спускаясь к центру вселенной по узкой галерее, мы оказываемся перед еле освещенным тоннелем, где необходимо выбрать истинный путь. Как и в жизни, каждый человек сам выбирает свой путь, исходя из жизненного опыта, интуиции и желаний.
Lago da Cascata
Если вы выбрали в разветвленном тоннеле путь истинный, то должны были оказаться именно здесь.
Вода — это первоначало, исходное состояние всего сущего, источник жизни. Последний этап — пройти по воде. Непосильная задача для простого человека. Но и здесь есть своей «секрет», необходимо пройти по камням, которые расположены над водной гладью и не оступиться. Сделать это можно, если начать путь с левой ноги.
Количество воды в источнике изменяется в зависимости от времени года и погоды, иногда камней не видно вовсе и создается ощущение, что действительно идешь по воде.
Вполне возможно, во времена Монтейру эти камни находились под водой всегда. Очень похоже на испытание веры в правильно избранный путь. Не так ли?
Torre da Regaleira
С этой башни открывается прекрасный вид на замок Мавров и королевский дворец Пена и Синтру.
Gruta da Leda
Всем известный древнегреческий миф о Леде и Зевсе, который притворился лебедем, чтобы овладеть прекрасной девушкой.
Что здесь происходило во времена Монтейру неизвестно, однако люстра, которая так впечатляет посетителей — это всего лишь декорация, которая осталась от спектакля.
Полные таинственного смысла скульптуры, скамьи, порталы. Чего только стоит «недостроенная башня», и кто знает, возможно, она на самом деле достроенная и использовалась тоже для какого-нибудь обряда. Гуляя по парку вы то и дело будете натыкаться на гроты, узкие тропинки…
А чтобы подсластить историю про загадочного владельца мистической усадьбы, добавим, что для Монтейру был изготовлен мастер-ключ, который одновременно являлся ключом от Кинты в Синтре, дворца в Лиссабоне, и семейного склепа на кладбище Празереш в Лиссабоне.
Вооружитесь и фонариком, отключите гаджеты, и отправляйтесь в мир воплощенной фантазии Антониу Монтейру. И помните, сколько бы раз вы не были во дворцово-парковом комплексе Регалейра, каждое посещение оставит у вас больше вопросов, чем ответов.