Железнодорожный мост через реку Доуру построенный в 19 веке Густавом Эйфелем. Долгое время он соединял оба берега реки, город Порту и Вила Нова де Гайа и являлся важнейшей частью железнодорожного сообщения севера Португалии.
Мост Марии Пии назван в честь королевы Марии Пии Савойской, жены короля Луиша I. Использовался с 4 ноября 1877 года и закрыт 24 июня 1991 года. В 1982 году мост признали Национальным Достоянием.
- Общая длина почти 353 метра из который 160 приходится на единственную арку (пролет);
- Мост проходит на высоте 60 метров от уровня реки;
- Общий вес металлической конструкции 4100 тонн;
- Строительство моста заняло 22 месяца и 150 рабочих.
Конструкция моста была рассчитана, чтобы выдерживать много больше, чем требовалось в то время. Поезда не были такими тяжелыми. Он мог выдерживать 4000 килограмм на метр. Были проведены тесты после постройки. Взяли полностью груженый поезд с двумя локомотивами и нагрузка не превысила 3000 килограмм на метр моста.
Это сыграло свою роль много лет спустя. Когда изменились составы поездов и они стали тяжелее, большинство старых мостов в Португалии пришлось укреплять дополнительно, но не мост Марии Пии.
Изначально было несколько проектов представленных на объявленный тендер, но выиграл именно этот проект фирмы Эйфеля, придуманный бельгийцем Теофилом Сейригом, на тот момент бывший партнером Густава Эйфеля. Выигравший проект в итоге вышел немного дороже изначального, но мост не только отлично вписывался в пейзаж, но и перекрывал максимальные требования.
Позже, спустя десяток лет, Сейриг, основавший собственную компанию, построил знаменитый мост Луиша I в Порту.
Кстати, на финальном строительстве моста произошел казус. Когда стали соединять арку, оказалось, что ее части немного разной высоты. В итоге, после нескольких часов консультаций, выяснили, что это произошло из-за высокой температуры в этот день. Когда она опустилась, то обе части моста встали в линию и соединение конструкции смогли завершить.
Мост был открыт 4 ноября 1877 года. Церемония началась со специального поезда из 24 вагонов, который доставил к нему 1200 приглашенных. Высадив их поезд вернулся в Вила Нова де Гайа, чтобы пропустить королевский поезд, который привез короля Луиша I, королеву Марию Пиа Савойскую и принцев Карлуша и Афонсу.
Для короля был установлен павильон, где он принял директоров Королевской железной дороги Португалии и инженеров, участвовавших в строительстве моста Марии Пии, в том числе и Густава Эйфеля, который представил проект моста.
Первый поезд прибыл на станцию Компанья в Порту только на следующий день.
Мост проработал 114 лет, за которые по нему проехали тысячи поездов. К сожалению, в наше время он уже не отвечает необходимым требованиям, ведь максимальная скорость на мосту ограничена 20 км в час. Поэтому, вместо него построили другой, современный мост — Ponte de São João.
С тех пор было несколько попыток переделать мост для использования велосипедистами и пешеходами, но, к сожалению, пока этот проект так и остается на бумаге.
В 2013 году, газета The Guardian признала мост Марии Пии одним из 10 красивейших мостов в мире.