Морской музей в Лиссабоне расположился в старинном здании монастыря Жеронимуш, в левом крыле. Это один из старейших музеев в Португалии, его открыли 22 июля 1863 года.
Коллекцию Военно-морского музея начали собирать еще в 18 веке и сейчас она состоит из 18 тысяч объектов, из которых 2500 выбрано для постоянной экспозиции. Основная тема экспозиции — Географические открытия Португалии, золотая эра в истории страны.
Вашему вниманию представлена вся эволюция в португальском кораблестроении (детальные модели кораблей) и навигации (инструменты и карты), сохранившиеся предметы той эпохи, связанные с мореплаванием.
Развитие Торгового флота тоже нашло свое место в экспозиции, в виде десятков моделей торговых кораблей, принадлежавших основным португальским судоходным компаниям с 19 века по наши дни. Особое место занимает экспозиция посвященная ВМФ Португалии. От военных кораблей конца 19 века, до современных фрегатов. Также в экспозиции представлена форма и вооружение.
Не забыли и про морскую авиацию. Жемчужиной коллекции является знаменитый гидросамолет «Santa Cruz», пилотируемый Gago Coutinho и Sacadura Cabral. Первым пересек Южную Атлантику в 1922 году.
Также заслуживает внимание история рыбной ловли, в особенности трески. Лодки для речных путешествий и королевских прогулок, прибрежной рыбной ловли.
Морской музей в Лиссабоне — один из немногих музеев города, который будет интересен и детям и взрослым. В стране с такой богатой историей морских путешествий музей не может быть чем-то неинтересным. Давайте совершим путешествие по музею вместе с нами.
Вход в морской музей
Сразу после билетной кассы мы попадаем в первый зал музея со статуями известнейших исторических личностей — первооткрывателей новых земель и культур. Именно благодаря героизму и любопытству этих людей Португалия смогла начать эпоху Географических открытий и изменить мир.
Здесь вы увидите статуи таких первооткрывателей, как Диогу Кан (Diogo Cão), Жуан де Сантарен (João de Santarém), Диогу Гомеш (Diogo Gomes), Педру де Синтра (Pedro de Sintra), Жуан Гонсалвиш Зарку (Gonçalves Zarco), Жил Эа́неш (Gil Eanes) и Нуну Триштан (Nuno Tristão). Именно эти люди заложили основу, для последующих открытий.
Все они окружают главную фигуру — принца Дон Энрике, Энрике Мореплавателя, архитектора португальских географических открытий. Он никогда не совершал никаких морских исследовательских экспедиций, но заложил их основу: открыв школу навигаторов и снаряжая морские экспедиции к неизведанным землям.
На дальней стене зала расположено пано с картой мира, на которой отмечено расширение португальской империи и открытые земли, а также основные маршруты морских путешествий.
Зал географических открытий
Эпоха Географических Открытий самый яркий и известный период в истории Португалии. Каждый что-то про это слышал. Многие, в том числе и португальцы, слишком романтизируют его.
Но вернемся к Морскому музею. В этом зале собраны настоящие артефакты и модели португальских кораблей, которые вы нигде больше не увидите. За исключением, наверное, реплики «Цветка Моря» в Малакке (Малазия). Корабля, которые участвовал в захвате города под командованием Афонсу ду Албукерк, вице-короля Индии. На обратном пути этот корабль попал в шторм и затонул, со всеми сокровищами Малакки, о чем жители вздыхают до сих пор, так велико было потерянное богатство.
Зале Географических открытий фактически рассказывается история глобализации человечества, которую начали португальцы. Здесь воочию представлены успехи в кораблестроении и науке Навигации. Представьте себе как все начиналось: мир полный тайн и неизведанного, никто не знал, что скрывается за морским горизонтом.
Географическое положение страны не оставило португальцам выбор, и проводить экспансию можно было только в темные воды Атлантики. Так в XV веке началась эпоха, вошедшая в мировую историю под названием «Эпоха Географических открытий».
Можно увидеть как год за годом, португальцы продвигались все дальше и дальше, раздвигая границы неизведанного. Улучшали свои корабли и технологии, узнавали все больше и больше об океане, течениях и навигации. Это был кропотливый труд окупившийся почти сто лет спустя, когда Васко да Гама успешно добрался до Индии в 1499 году.
Это был долгий путь, начавшийся с захвата Сеуты в 1414. С того самого периода Португалия превратилась в страну,которая смогла покорить половину мира.
Зал больших парусников
В 17 веке Португалия стала Империей, самой крупной колониальной империей в мире. Ее владения были значительно удалены от метрополии, возникла необходимость налаживания стабильной связь между ее частями. Поэтому Португалия должна была выработать стратегию поддержания своего владычества на море.
Португальцы разрабатывают и строят новые типы кораблей. Больше по размеру, с лучшим вооружением и оснащением. Это были потрясающе красивые конструкции, корабли того времени это не только транспорт или оружие, они были символом и представительством мощи страны и королевского двора. Не зря в то время Португалию называли Королевой моря.
Наступила эпоха, когда видя какой стала Португалия, другие страны включились в гонку за колониями и их несметными богатствами. Опыт португальцев в навигации, кораблестроении, профессионализм моряков и офицеров значительно превосходил, с ними было сложно соревноваться.
Экскурсии по Лиссабону от DiscoverPortugal.RU. С нами вы узнаете настоящий город, не только его историю, но то, чем он живет.
Индивидуальные экскурсии по Лиссабону
Но население Португалии составляло чуть больше 1 миллиона человек. И страны с большими людскими ресурсами начали осваивать эту нелегкую науку. Наступило время прекрасных огромных парусных галеонов, залпов бортовых пушек, мортир и мушкетов. Морских баталий и корсаров.
В морском музее представлено множество моделей парусных кораблей. Хочется обратить внимание на последние корабли этой эпохи, самые совершенные: нау «Príncipe da Beira», фрегат «Ulysses», и фрегат «Rainha de Portugal».
Кстати, последний военный парусный фрегат ВМФ Португалии «Дон Фернандо II и Глория» можно увидеть вживую. Он тоже является частью экспозиции Морского музея, но стоит в сухом доке на другом берегу реки Тежу. Его можно посетить и увидеть быт моряков.
Зал 19 и 20 века
В этом зале Морского музея Лиссабона представлено более 69 моделей кораблей, объекты искусства на морскую тематику (от картин до украшений), корабельное вооружение, форма и навигационные инструменты относящиеся к этому периоду.
Здесь вы познакомитесь не только с военными достижениями, но и с научными экспедициями Гидрографического института в Африку.
Современный флот
Современный военно-морской флот Португалии далек от блистательных предков, державших в страхе весь Индийский океан. Сейчас у него другие задачи: поддержание безопасности, спасательные миссии и борьба с наркотрафиком.
В этом зале, помимо моделей современных кораблей, можно увидеть несколько устаревшие корабли времен Колониальных войн второй половины XX века. Эти суда осуществляли доставку припасов, вооружения и солдат в Африку, в зону боевых действий. Путь по морю был экономически более эффективен и безопасен.
Зал речных судов
До появление современных и железных дорог в 19 веке, перевозка товаров и людей по реке была самым безопасным, быстрым и экономичным способом. Неспроста многие города основаны на берегах рек. Также этому способствовали благоприятные условия для рыбной ловли и сельского хозяйства.
Например, реку Доуру в Португалии, долгие столетия невозможно было представить без идущих по ее водам лодок Ребелу, груженных бочками с портвейном.
А реку Тежу и сейчас невозможно представить без бегающих с одного берега на другой веселых оранжевых паромов — касилейруш, перевозящих людей на работу в Лиссабон и обратно.
В городе Авейру, или как его еще называют португальской Венецией, из-за его многочисленных каналов, есть другая достопримечательность — лодки молисейру, зачастую украшенные веселыми и пикантными рисунками. Если будете в этом городке, то обязательно прокатитесь на них с экскурсией, это совсем не дорого.
Рыболовство в открытом море
В этом зале все, конечно же, посвящено ловле трески, которая началась еще в XV веке и связана с первыми экспедициями португальских мореплавателей в Новой Земле (Канада).
Но основная тема этого зала XX век и большие рыболовные траулеры, такие как «Argus», «Creoula» и «Santa Maria Manuela».
Смотрите статью Бакаляу (треска)
Рыбаки ловившие бакаляу проводили большую часть года в море. Отправлялись из Лиссабона в конце марта, шли до Новой Земли (Ньюфаундленд, Канада) и т.п. И ловили рыбу пока позволит погода. При благоприятных условиях они заканчивали в конце мая.
К этому времени у них уже заканчивались припасы, наживка и пресная вода и они отправлялись за пополнением к берегам Гренландии, где к середине июня возобновляли рыбную ловлю. За год они могли выловить 800 тонн трески. Так продолжалось сотни лет.
Рыболовецкий промысел трески пережил свое второе рождение во времена диктатуры в XX веке.
Капелла которая была на корабле «Gil Eannes» была отреставрирована и с 1993 года является частью постоянной выставки морского музея.
Прибрежный рыбный промысел
Еще римляне оценили климат и географическое положение Португалии, как место для идеального рыбной ловли. В те времена, один из римских историков написал такие строки «эта река (Тежу) на одну треть состоит из рыбы».
Не случайно они построили несколько производств по переработки рыбы (можно увидеть в музейной части Дома с Шипами в Лиссабоне). А уже в конце 19 века, фабрики по производству рыбных консерв росли в Португалии, как грибы после дождя, их были сотни. До наших дней сохранились несколько таких производств, и консервы из сардин один из сувениров, из тех что можно привезти из Португалии в подарок.
Прибрежная рыбная ловля предполагала постройку разнообразных, узкоспециализированных судов, которые вы и можете увидеть в этом зале морского музея. Узнать традиции рыбной ловли в разных регионах, в том числе и китобойного промысла Азорских островов.
Королевские каюты
В этой зале представлены настоящие каюты, которые использовали король Карлуш и королева Амелия. Эти каюты сохранили после демонтажа и утилизации королевской яхты «Amélia» в 1938 году.
В каютах вы можете увидеть сохранившийся фарфор, хрусталь и столовые приборы, а также картины написанные королем Карлуш I, предпоследним королем Португалии.
Отдых и соревнования на воде
Как это не удивительно, этому тоже посвящена отдельная часть морского музея в Лиссабоне, так как начиналось все с королевской семьи в конце 19 века. Изначально морские или речные прогулки для отдыха были исключительной прерогативой королевской семьи. Именно они создали такую моду.
Первый кортеж и лодок на реке Тежу был организован Доной Марией II. В 1853 была организована первая речная регата, для которой было подготовлены специальные законы и правила проведения.
С этого момента регаты и другие соревнования прочно вошли в повседневную жизнь Португалии.
Торговый морской флот
Крупные частные торговые и логистические компании в Португалии были созданы в конце 19 века, после начала повсеместного использования пароходов.
К сожалению, к началу 20 века из множества компаний осталось всего две: Empresa Insulana de Navegação и Empresa Nacional de Navegação, обладающие небольшим количеством судов.
После последовали взлеты и падения, в зависимости от спроса. Например один из таких взлетов был во время Второй мировой войны, когда был большой спрос на пассажирские перевозки беженцев из охваченной войной Европы. Тогда появились деньги на покупку новых судов.
После войны увеличился товарооборот с колониями, что продолжалось до революции 1974 года, после которой колониям дали независимость. Развитие коммерческой авиации и потеря владений в Африке привела к тому, что 1985 году правительство начинает ликвидацию последних крупных государственных транспортных компаний.
Далее по галерее можно пройти в еще один павильон. Вашим глазам откроется огромный ангар в котором представлены уже не модели, а настоящие суда и даже гидросамолеты.
Этот огромный павильон был построен позднее и расположен отдельно от основных залов морского музея, разместившихся в монастыре Жеронимуш.
Он понадобился для размещения особых экспонатов коллекции: королевские яхты и гребные прогулочные лодки с потрясающей декорацией, несколько галиотов 18 века (парусно-гребные суда), типичные лодки рыбаков из разных регионов Португалии.
Есть даже специальная лодка, которая использовалась для китобойного промысла на Азорских островах.
В конце павильона расположены три удивительных гидросамолета.
«Shreck» FBA (1917) один из первых гидросамолетов в Португалии.
И Grumman Widgeon — один из последних, который использовали до 1952 года. В этот год были созданы ВВС Португалии, пришедшие на смену Морской авиации.
Жемчужиной коллекции можно считать знаменитый «Santa Cruz» — который осуществил первый в мире перелет из Европы в Южную Америку. Это не макет, а настоящий самолет, который пилотировали Gago Coutinho и Sacadura Cabral.
Выход из морского музея проходит через магазин с сувенирами и кафе. Магазин довольно интересный: модели кораблей, морские карты и другие необычные артефакты на морскую тематику.
Если вы проголодались, то в кафе можно неплохо и недорого перекусить.