Дворец Мафры

Palácio Nacional de Mafra — фото, стоимость, описание и как добраться

Дворец Мафры
Туалет Фото без вспышки Магазин сувениров Платная парковка
Mafra - Terreiro D. João V
Lat.: 38.9369587 Long.: -9.3259297

Как добраться до дворца Мафры?


создайте свой список избранного (необходима регистрация)
Всемирное Наследие ЮНЕСКО Памятник национального значения
оцените это место:
4.2/5 rating (5 votes)

Время работы

Часы работы сегодня: 09:30-17:30
расписание по дням недели

Понедельник 09:30-17:30
Вторник закрыто
Среда 09:30-17:30
Четверг 09:30-17:30
Пятница 09:30-17:30
Суббота 09:30-17:30
Воскресенье 09:30-17:30

Закрыт: 1 января, 1 мая, воскресение Пасхи, 25 декабря

Стоимость билетов

6,00 обычный билет
5,00 посещение террас (по записи)
3,00 старше 65
* бесплатно — дети до 12-и лет (включительно)
Lisboa Card бесплатный вход с Lisboa Card

Дворец Мафра – один из самых грандиозных дворцов-монументов в Европе. Дворец построен в стиле барокко королем Португалии Жуаном V. В то время он был самым богатым европейским королем, благодаря золоту из Бразилии этот дворец стал апофеозом многочисленных и бессмысленных трат короля.

Дворец Мафра

Немного цифр:

  • над строительством дворца трудилось 52000 человек;
  • он занимает площадь около 4-х гектаров (37.790 m2);
  • 1200 комнат;
  • 4700 дверей и окон и 156 лестниц;
  • 1 год – самое продолжительное время пребывания в нем королевской семьи;
  • 98 колоколов.

Дон Жуан V приказал построить дворцовый комплекс во исполнение обета, что он построит монастырь, если его жена Мария Анна Австрийская даст ему долгожданных наследников или он вылечится от болезни.

Так как болезнь его в конце жизни доконала, а Мария Австрийская родила ему нескольких детей, то мы склоняемся к первому варианту. Хотя строительство началось только в 1717, уже после рождения пяти наследников. Видимо, с исполнением обета, данного монаху-францисканцу, король тянул до последнего.

король и королева

Первоначально планировалось построить небольшой монастырь на тринадцать монахов, а потом для немного большего числа, и ещё… пока количество монахов не выросло до трех сотен, а в придачу к монастырю построили дворец и базилику.

Для работы над дворцом в Мафре король пригласил знаменитых европейских мастеров скульптуры и живописи. Результат их работы действительно впечатляет. Дворец нередко сравнивают с испанским дворцом-монастырем Эскориал, и они действительно похожи, но дворец в Мафре красивее и воздушнее.

старый рисунок дворца

Из документов, сохранившихся до наших дней, интересен один – письмо английского посла своему министру датированное 1730 годом: «Я полагаю, что вы уже наслышаны о церкви, дворце и монастыре, которые португальский король построил в шести лигах от Лиссабона, и что он настолько был заинтересован в скорейшем завершении строительства, что ассигновал на него половину государственных средств; волы и мулы были отобраны у крестьян, и трудовой люд со всей страны работал над сооружением здания, благодаря чему в этом году повсюду земли лежат невозделанными».

Строительство дворца велось ударными темпами, весь комплекс был возведен всего за 13 лет, и завершилось в 1730 году.

Постройка дворца Мафры являлась настоящей школой строительства в Португалии в 18 веке. Здесь учились не только инженеры и архитекторы, но и обучались специализациям рабочие: резчики по камню, плотники, стекольщики и даже скульпторы.

Для строительства изобрели несколько инновационных для того времени механизмов и кранов, которые могли поднимать огромные каменные блоки. Ранее, для их подъема требовалось от 30 до 50 быков. Все эти инновации стали востребованы в Лиссабоне, после землетрясения 1755 года необходимо было практически полностью восстановить город.

Жозе Сарамаго написал книгу «Воспоминания о монастыре», действия которой разворачиваются на фоне строительства дворца-монастыря. Книга стала международным бестселлером и была переведена на многие языки, в том числе русский.

Посетивший Мафру в 1809 году лорд Байрон написал: «Этот памятник составляет славу Португалии как воплощение ее величия, даже если ему не хватает элегантности».

дворец

Дворец

Королевский дворец занимает весь верхний этаж постройки и две квадратные башни. Северная башня была Дворцом Короля, а южная – Дворцом Королевы, их соединяет между собой галерея длиной 232 метра.

галерея

Это самый длинный дворцовый коридор в европейских дворцах. Он использовался для прогулок приближенных ко Двору, как это было модно в 18 веке. Здесь дворяне ожидали королевской аудиенции, хвастались своими украшениями и нарядами, плели интриги.

Дворцы Короля и Королевы были самодостаточны. Каждый из них имел собственную кухню, кладовые и комнаты для слуг и фрейлин. У принцев были собственные покои на северо-востоке здания, принцесс – юго-востоке. Тоже со всем необходимым. Поэтому можно смело говорить о дворцовом комплексе, практически состоящем из четырех дворцов.

Эта организация внутреннего пространства сохранялась до смерти короля-консорта дона Фернанда, мужа королевы Марии II. После него вся королевская семья обитала только в южном крыле и башне (дворце Королевы). В северной части устроили гостевые покои для важных персон, которые по приглашению королевы посещали Мафру.

Именно в южной башне последний король Португалии Мануэл II провел свою последнюю ночь в королевстве, с 4-го по 5-ое октября 1910 года, после чего отправился в изгнание.

кровать короля

Первоначально украшенный гобеленами, восточными коврами и сделанной по заказу мебелью, дворец претерпевает изменения во время правления Жуана VI. Он меняет интерьеры нескольких залов, заказывает новую мебель и ковры.

Увы, сейчас вы уже не увидите интерьеры дворца во всем его великолепии. Картины, гобелены, ковры и дорогую мебель королевская семья забрала с собой в Бразилию в 1807 году, спасаясь от войны с Наполеоном. Обратно в Португалию ничего не вернулось.

Зал Дианы

Свое название зал получил благодаря росписи на потолке, которая изображает Диану, богиню охоты, в окружении сатиров и нимф. Потолок расписан португальским художником Cirilo Volkmar Machado по заказу дона Жуана VI.

Зал Дианы

Тронный зал

Зал служил для королевских аудиенций. Потолочная роспись изображает аллегорию на «Лузитанию». Тоже работа кисти Cirilo Machado. Стены расписывал уже другой художник – Domingos Sequeira. На стенах изображены восемь королевских добродетелей.

Тронный зал

Зал Открытий

Картина на потолке, кисти Cirilo Machado, отображает самые важные вехи географических открытий совершенных португальцами: Васко да Гама, Педру Алвареш Кобрал, Кристофор Коломбо и Генриха Мореплавателя.

Зал Судеб

На расписанном потолке изображен Храм Судеб, где Провидение вручает дону Афонсу Энрикешу книгу Судьбы Родины. Вокруг основной картины, Machado изобразил всех португальских монархов, правивших в Португалии до дона Жуана VI.

Зал Судеб

Зал Благословения

Это центральный зал коридора между двумя башнями-дворцами. Небольшие веранды вели в неф церкви. Именно в этом зале находилась королевская семья во время религиозных церемоний в базилике. С другой стороны есть веранда, выходящая на площадь перед дворцом Мафры. С нее король Жуан V показывался перед народом.

веранда в неф церкви

Капелла в южной башне

Изначально предназначалась для королевы. Возможно, именно в этой капелле набожная Мария Анна Австрийская молилась богу, чтобы он дал ей силы выдержать многочисленные измены мужа-короля дона Жуана V.

Капелла в южной башне

Зал дона Педру V

Комната и декор отражают романтизм 19 века, именно тогда во дворце сменили интерьеры и мебель, после коронации Педру V и до его женитьбы. Зал также называли Красным или зал Ожидания, именно здесь гости ожидали приглашения в зал Музыки, где их принимала королевская семья.

Зал дона Педру V

Зал Музыки

Зал Музыки или Желтый – зал приемов гостей и аудиенций. Сюда переехал зал Аудиенций из северной башни, после отмены доном Педру V традиционной церемонии целования руки королю.

Зал Музыки

Зал Игр

Зал для досуга. Здесь представлены игры популярные у аристократов в 18-19 веках: столы для бильярда и другие.

Зал Игр

Охотничий зал

Мы уже говорили, во дворце королевская семя практически не жила, а приезжала сюда для проведения праздников и охоты в ближайших королевских охотничьих угодьях Тапада да Мафра. Этот зал целиком посвящен и декорирован в угоду этого увлечения нескольких португальских королей.

Охотничий зал

Монастырь

После постройки францисканского монастыря Жуан V взял на себя бремя по его полному обеспечению. Ежегодно монастырю требовалось: 120 бочек вина, 70 бочек оливкового масла, больше 11 тонн риса и 600 коров. Помимо этого, каждому монаху, дважды в год, на рождество и праздник Святого Жуана, выдавались: одежда, бумага, табак и отрез ткани.

келья

Расположение больших внутренних дворов подчинено системе дворца-монастыря, а типичные монастырские компартименты – сакристия, капитул, рефекторий, библиотека и больница, отодвинуты в тыльную часть, согласно традиции немецких барочных монастырей.

Также, монастырю принадлежал окружающий его сад и огород, а для развлечений монахи имели семь полей для игр. Вход в монастырский сад слева от дворца Мафры. В отличие от дворца, вход в сад свободен для всех желающих.

парк монастыря

После запрещения всех религиозных орденов в Португалии в 1834 году, здание монастыря отошло Короне, а в его стенах разместились военные учреждения. Кстати, в монастыре квартировали войска Наполеона, а после его поражения – британские.

Сейчас монастырь является штаб-квартирой школы пехотной части (с 1890 года), поэтому большая часть монастыря закрыта для посещения.

Из открытого для публики будет особенно интересным посмотреть базилику, библиотеку, аптеку и монастырский госпиталь.

Базилика

Базилика занимает центральную часть здания, и органично вписывается в центральный фасад всего сооружения. С обоих краев базилики находятся две звонницы. Вход в базилику – бесплатный.

Количество колоколов в звонницах заслуживает отдельного упоминания, их 98, рекордное количество в мире.

звонницы

С ними связана занимательная история. Маркиз Абрантеш, узнав, что звонница обойдется в 400.000 реалов, пытался осторожно выяснить у короля, не слишком ли высока стоимость колокольни для такой маленькой страны. На что король Жуан V, задетый таким предположением, ответил: «Не ожидал, что будет так дешево. Хочу две!».

Самые больше колокола весят 14,6 тонн, колокола поменьше 4,2. Предусмотрено две системы для приведения колоколов в действие: ручная, с участием звонаря и автоматическая, когда в действие колокола приводит специальный механизм, связанный с часам. В автоматическом режиме предусмотрены разные музыкальные мелодии, запрограммированные на огромном бронзовом цилиндре.

Базилика

Церковь, как и дворец с монастырем, работы архитектора João Frederico Ludovici, немца по происхождению. Он долгое время провел в Италии, и это породило смесь традиций итальянского, южно-немецкого и австрийского барокко в архитектуре дворца Мафры.

Базилика имеет форму равноконечного греческого креста, обширный неф обрамлен тремя капеллами, на каждой стороне.

неф

В церкви установлены шесть огромных орга́нов. Те, что вы увидите сейчас, выполнены по заказу Жуана VI в 1806-1807 году, они заменили собой старые, которые за почти сто лет эксплуатации пришли в негодность. Орга́ны выполнены лучшими португальскими мастерами того времени – António Xavier Machado, Cerveira и Joaquim António Peres Fontanes.

Органы

Лорд Байрон упоминал о них в своих письмах, как о самых красивых, что он видел.

Библиотека

Монастырскую библиотеку дворца Мафры можно смело назвать одной из самых красивых в мире и самой ценной в Португалии. Здесь собрано 36.000 томов – настоящий храм знаний.

Библиотека

Доказательством ценности собранной коллекции служит булла от Папы Бенедикта XIV, запрещающая под страхом отлучения от церкви одалживать или отдавать книги или манускрипты из библиотеки, без разрешения короля Португалии.

книжные полки

Конструкция самого библиотечного зала тоже заслуживает упоминания. Библиотека дворца Мафры сконструирована таким образом, чтобы и зимой и летом в ней поддерживалась оптимальная для книг температура и влажность.

А от насекомых, собрание предохраняют живущие в библиотеке летучие мыши. Кстати, мыши там живут до сих пор, именно поэтому посетителям нельзя расхаживать по библиотеке, чтобы не нарушать сложившуюся экосистему.

летучие мыши

Аптека

В монастыре монахи производили и хранили лекарства. В 18 веке их делали из трав, выращиваемых в монастырском саду, мёда, мяты, семян дыни, уксуса, воска, сахара и смолы. Их размельчали, перетирали и смешивали в разных пропорциях в этой аптеке. Здесь же и хранили в керамических банках для использования в монастырском госпитале.

Тут можно увидеть разные инструменты, использовавшиеся в фармацевтике 18 века.

инструменты

Монастырский госпиталь

Госпиталь предназначался для тяжелых больных. За больными ухаживали монахи-медбратья. Каждый день больных посещал доктор и, на всякий случай, исповедник.

Над каждой кроватью доктором прикреплялся рецепт, чтобы больные проверяли, следуют ли монахи предписаниям врача. Не стоит упоминать, что этот госпиталь предназначался только для знатных пациентов.

госпиталь

Кровати выдвигались и поворачивались к алтарю в глубине зала. Так больные могли присутствовать на религиозных мессах.

алтарь в госпитале

Национальный дворец Мафры открыт для посещения, является национальным музеем и в 2007 году вошел в список «Семи Чудес Португалии».

сова

После посещения дворца и сада, рекомендуем изведать местных региональных сладостей, которые продаются в нескольких кафе, расположенных напротив дворца.

Фотографии дворца Мафры

карта

Как добраться до дворца Мафры

автобус
На автобусе:
[Mafrense] от Ericeira, Sintra (рядом в жд) и Lisboa (Campo Grande)
автомобиль
На автомобиле:
От Лиссабона по А8, съезд на А21 в сторону Malveira/Mafra/Ericeira. Платная парковка справа от дворца.

Альберто Чудов

оцените это место:
4.2/5 rating (5 votes)